Главная Бизнес и экономика Война с ФОПами: что придумали чиновники и почему бизнес против

Война с ФОПами: что придумали чиновники и почему бизнес против

Министерство социальной политики разработало законопроект, призванный усложнить оформление компаниями сотрудников как физических лиц-предпринимателей (ФЛП). Система ФЛП или, как они известны в народе, ФОП, позволяет выживать малому и среднему бизнесу и самозанятым специалистам, но оставляет их фактически вне контроля со стороны многочисленных силовых и контролирующих органов. Инициатива Минсоцполитики, представленная чиновниками как забота о бюджете, может нанести жестокий удар по среднему классу, который стоит на пути усиления админконтроля и социального популизма.»Апостроф» разобрался в сути предлагаемого законопроекта.

Министерство социальной политики предлагает очередную инициативу по выведению зарплат украинцев из «тени».

Законопроект с соответствующими изменениями в Кодекс законов о труде опубликован на сайте Минсоцполитики.

В частности, речь идет о новой статье «Признаки наличия трудовых отношений». К таковым, по мнению министерства, относятся: 1) периодичность оплаты лицу за работу, выполняемую в интересах другого лица (дважды и более), 2) личное выполнение лицом работы по поручению и под контролем лица, в интересах которого она выполняется, 3) вознаграждение за выполненную работу является единственным источником или составляет 75% и более дохода ФЛП за последние шесть месяцев, 4) работа выполняется на определенном работодателем рабочем месте и в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, 5) ФЛП выполняет работу, подобную той, что выполняют штатные сотрудники, 6) организация условий труда (в том числе предоставление рабочего места) обеспечивается лицом, в интересах которого выполняется работа, 7) продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливается лицом, в интересах которого выполняется работа.

Согласно законопроекту, наличие одновременно любых трех из приведенных выше критериев будет основанием для того, чтобы признать отношения нанимателя с ФОП трудовыми и наложить на такого работодателя штраф за неправильное оформление работника — 30 минимальных заработных плат, что на сегодня составляет 125,19 тысячи гривен.

Оптимизируй это

Не секрет, что многие украинские компании в своей операционной деятельности отдают предпочтение договорам с ФЛП, а не наему новых сотрудников на работу. Делается это ввиду ряда причин – прежде всего из-за нестабильной финансовой и экономической ситуации, высоких рисков бизнеса, отсутствия возможности кредитования реального сектора и высокого налогового бремени на наемный труд. ФОПы третьей группы платят налоги в размере 5% от дохода вместо 18% (плюс военный сбор), которые уплачивают работники в штате. В свою очередь, работодатели освобождаются от уплаты единого социального взноса (ЕСВ) расходы на это составят 22%.

Надо сказать, что это — не первая попытка ликвидировать такую схему оптимизации налогообложения. Год назад в Верховную Раду был направлен законопроект, которым третью группу ФОПов предлагалось вовсе упразднить. Впрочем, эта инициатива не получила развития, и законопроект 19 марта 2018 года был отозван из парламента.

Одновременно власти ужесточают санкции к работодателям за неофициальный наем работников — за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 30 минимальных зарплат — как уже было сказано выше, с 1 января 2019 года это — более 125 тысяч гривен.

Несмотря на, казалось бы, «благие» намерения Министерства социальной политики, подобная инициатива при украинской модели экономического развития с большой вероятностью приведет к очень неудовлетворительным, если не к катастрофическим результатам.

Как отметил в коментарии «Апострофу» старший экономист Международного центра перспективных исследований Егор Киян, в первую очередь, в глаза бросается двусмысленность критериев, разработанных министерством, что будет порождать рычаги для манипуляций со стороны «проверяющих» органов. Беря это во внимание, давление на бизнес будет лишь увеличиваться, заставляя его или уходить в тень или попросту закрываться. К слову, жалобы бизнеса на давление более чем на треть участились по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, критерии «Признаков наличия трудовых отношений» в совокупности с неэффективностью функционирования украинских государственных институтов лишь усугубят ситуацию с экономическими свободами в стране.

Во-вторых, очевидно непонимание со стороны Министерства социальной политики реальной экономической и социальной ситуации в стране. В погоне за решением своих «насущных» проблем наполнения бюджета для последующего его дерибана, чиновников просто не волнуют условия, в которых приходится работать реальному сектору экономики, который не принадлежит к олигархическим монополиям или не крышуется силовыми структурами. Для малого и среднего бизнеса, маржа прибыльности которого составляет 10-20%, такая инициатива просто убийственна и вместо пополнения бюджета приведет к пополнению безработицы или трудовой эмиграции.

В-третьих, эффективность и, главное, целесообразность таких мер на данном этапе неперспективны. По словам эксперта, в Украине зарегистрировано всего около 2 миллионов ФОП, от чего потери государственного бюджет составляют в районе 3-4 миллиарда гривен. На фоне других системных проблем украинской экономики, к примеру, с той же таможней — потери от её неэффективности составляют около 145 млрд гривен.

«Правительству необходимо концентрироваться на более актуальных проблемах – борьба с контрабандой, корупцией, монополиями, а не пытаться искать иголки в стогне сена. В ином случае, возможности выжить для малых предприятий и организаций из-за налогового бремени будут меньшими. Учитывая же, что пик экономического развития Украины проходит и уже ожидается уменьшение темпов экономического развития, на противовес таким трендам необходимо всячески стимулировать экономику и грамотно либерализировать рынок, а не закручивать гайки и работать только кнутом», — подчеркнул Егор Киян.

По словам директора экономических программ аналитического центра «Украинский институт будущего» Анатолия Амелина, действующее законодательство запрещает бизнесу оформлять сотрудников как ФОПов, и в ситуациях, когда речь идет о конкретных трудовых обязанностях, предусмотренных штатным расписанием, с этим нужно жестко бороться. «Вместо того, чтобы заниматься новыми законодательными инициативами, я бы рекомендовал фискальным, правоохранительным органам четче контролировать выполнение норм действующего законодательства. Просто, если мы не умеем использовать инструмент, и у нас руки кривые, то смысл придумывать новый инструмент, с которым мы также не будем работать?», — сказал он в комментарии «Апострофу».

Не в тренде

Однако, по словам Анатолия Амелина, сегодня в мире набирают обороты тренды, которые уже заметны и в Украине, когда люди работают не на одного работодателя, а в интересах сразу несколько организаций.

«Сегодня большая часть ФОПов, которая, возможно, раздражает Минсоцполитики, это — ФОПы, работающие в секторе IT, программисты, которые занимаются написанием кодов в интересах различных компаний, которые их нанимают. Важно понимать, что это — люди, которые генерируют интеллектуальный продукт. Айтишники работают в рамках команд над конкретными проектами — это проектная работа, и с точки зрения логики, она как раз подпадает под оказание услуг, которые может выполнять ФОП», — пояснил он.

Специалист считает, что Минсоцполитики, пытаясь закрыть колоссальный дефицит Пенсионного фонда, недооценивает последствия своих инициатив. «Люди, работающие в секторе IT, — мегамобильные. Они могут писать коды из Украины, из Сан-Франциско, с Бали или из Таиланда, и сегодня взять компьютер и уехать и получать доход на свою карточку вообще без всякого оформления из непонятной юрисдикции, — мы это уже проходили, и как раз создание системы ФОПов третьей группы дало возможность многим легализовать доходы. Эти доходы они получают через украинские банки. Как только мы заставим айтишников изменить формат работы, Украина не только не получит новые поступления в бюджет, — мы потеряем то, что есть», — заявил он.

Есть риски

Но инициатива Минсоцполитики создает риски не только для IT-сектора. Как рассказала изданию консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская, если бизнес начнет оформлять всех сотрудников в штат, компаниям придется перечислить в виде налогов и сборов около половины размера зарплат. «Поэтому, либо нужно закрываться, потому что бизнес станет нерентабельным, либо поднимать цены на производимые товары и услуги, но в этом случае продукция станет неконкурентоспособной», — отметила она.

По ее словам, особенно тяжелой ситуация будет в провинции. «В маленьких городах, в райцентрах это будет массовое закрытие. Потому что нелегально, то есть, не регистрируя бизнес, можно будет что-то делать (например, в каком-нибудь гараже). К тебе не придут с проверкой, потому что ты не субъект хозяйствования. А попробовать тебя найти, потому что у тебя незаконное производство, — так это, собственно, не вопрос Минсоцполитики, это — другое ведомство», — сказала эксперт.

Кроме того, «вопросы» будут решаться старым проверенным способом — то есть путем дачи взяток. Что касается описанных в законопроекте Минсоцполитики критериев, то многие из них бизнес сможет формально соблюдать. «Например, должно быть менее 75% (дохода) от одного клиента, — нет проблем, будут ему забрасывать (деньги) с трех компаний, а не с одной. Это увеличит расходы, но схемы останутся», — заявила Томашевская.

Таким образом, можно констатировать, что инициатива Минсоцполитики не учитывает сегодня текущих экономических реалий в нашей стране.

«У нас очень высокие ставки по кредитам, соответственно, если бизнес не имеет дешевого финансового ресурса, он его находит в оптимизации налоговых последствий. Таким образом, если у нас не снижается стоимость ресурсов, нет возможности оптимизировать издержки, то бизнес не сможет конкурировать даже с импортной продукцией, которая завозится в Украину. Банально, но продукция, произведенная в Польше, с более высокими зарплатами, возможно, с большей налоговой нагрузкой, но за счет того, что у них 2-3% ставка по кредитам, они имеют возможность в Украину поставлять продукцию дешевле, чем производство этой продукции в Украине. Украинские бизнес будет закрываться, безработица будет расти, поступления в бюджет будут падать», — сделал неутешительный прогноз Анатолий Амелин.

Пряник вместо кнута

Борьба с уклонением от уплаты налогов — правильная вещь, но она должна касаться не только и не столько малого, сколько крупного бизнеса. А здесь все намного более запущено.

По словам инвестиционного банкира Сергея Фурсы, в Украине до сих пор не проведена реформа налоговой службы, не имплементированы правила BEPS (Base erosion and profit shifting, разработанный развитыми странами план борьбы со схемами ухода от налогообложения путем искусственного вывода из страны прибыли, – «Апостроф»), сохраняется трансфертное ценообразование (одна из наиболее распространенных схем выведения прибыли из страны с целью минимизации налогообложения, состоящая в сбыте товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, то есть нерыночным ценам, — «Апостроф»). «Лучше всего было бы это делать одновременно — имплементировать правила BEPS, убрать СБУ и прочих товарищей (силовиков) от бизнеса и вместе с этим наводить порядок в ФОПах», — заявил специалист.

Вместо того, чтобы давить малый бизнес, власти должны всячески стимулировать его развитие, так как он реально может «вытащить» экономику, считает Александра Томашевская. «Было бы лучше, даже в ущерб бюджету, освободить определенные категории от налогов, но при условии, что, например, будет создано за год 10 рабочих мест», — сказала она.

Анатолий Амелин также считает, что стимулы гораздо важнее карательных мер. По его словам, правительство должно делать ставку «на создание стимулов для развития экономики, чтобы было выгодно работать «в белую». «Фискальная нагрузка — это всего лишь один из элементов влияния на экономику. Если бы у нас работали правила, у нас бы инвестиции в Украину приходили, а у нас — отрицательное сальдо по инвестициям», — отметил специалист. По его словам, в 2018 году на дивиденды было выплачено порядка 3,5 миллиарда долларов, а объем инвестиций, который ожидался, — 2 миллиарда долларов. «Люди не хотят держать в этой стране деньги. Поэтому подобные инициативы угробят украинскую экономику и сделают жизнь людей здесь невыносимой», — резюмировал Амелин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

ВВП України зріс у 2023 році на 5,3% — Держстат

Реальний валовий внутрішній продукт (ВВП) України у 2023 році зріс на 5,3% порівняно з поп…